Постановление Верховного Суда РФ от 11 декабря 2018 г. N 58-АД18-8

В конце прошлого года Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу по делу о нарушении ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ ("Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения").

Отметим, что в делах по ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ у предполагаемых нарушителей, как правило, есть большой шанс доказать свою невиновность или даже отсутствие события правонарушения: дескать, нетрезвая половина сама села за руль автомобиля, который приобретен в браке и является совместно нажитым имуществом. А потому супруг, даже и во хмелю, вправе осуществлять правомочия собственника по владению и пользованию этим имуществом, если он вписан в полис ОСАГО.

Однако в рассмотренном деле ВС РФ, напротив, не усомнился в виновности правонарушительницы:

- во-первых, она была довольно откровенна и прямо пояснила мировому судье, что муж, будучи навеселе, предложил ей переставить автомобиль в другое место, а она "не должна была допускать супруга к управлению автомобилем, однако предотвратить этот факт не смогла";

- во-вторых, нарушительница находилась в салоне автомашины в самый момент поимки за "пьяное вождение",

- а в-третьих, Верховный Суд РФ сослался на правовую позицию Конституционного Суда РФ о реализации права собственности в отношении транспортных средств при их использовании. По мнению КС РФ, именно в таком случае реализация собственником своего права имеет свои особенности, которые определены спецификой правового режима автомобиля, который представляет повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц. А значит, реализация собственником своего права регламентируется нормами не только гражданского, но и административного законодательства. А таковое, как известно, запрещает водителю в состоянии опьянения пользоваться автомобилем.

Итог - Верховный Суд РФ не стал изменять состоявшиеся по делу судебные акты и окончательно "утвердил" штраф в 30 000 рублей и лишение прав на полтора года.