Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Статистика развитых стран показывает, что 83% - 85% всех процедур медиации успешны. Остальные, от 5% - 10% участников процедуры приходят к полному или к частичному соглашению в течение короткого времени после процедуры медиации. Сегодня уже невозможно представить себе повседневное управление конфликтом без медиации. Считается само собой разумеющимся использование медиации в урегулировании самых разнообразных конфликтов в Европе и США. Россия в этом отношении не является исключением – в последние годы наблюдается возрастание интереса к данной форме урегулирования конфликтов, разрешению споров на основе переговоров спорящих сторон с участием посредника – медиатора. Главным фактором широкого распространения посредничества является спрос на эту форму услуги.

07 июля 2010 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193 ФЗ. 14 июля 2010 года он был одобрен Советом Федерации. 27 июля 2010 года этот закон был подписан Президентом РФ Дмитрием Медведевым и уже вступил в силу с 01 января 2011 года.

Зачем нужна Медиация? Острые конфликты и акты массового уничтожения людей представляют огромную угрозу для выживания общества и окружающей среды. Серьезные конфликты порождают страх и причиняют неописуемые страдания. Сильные эмоции, враждебность, тактика противостояния, принципы, различия в положении - может существовать большое количество препятствий для конструктивных переговоров людей или групп. В большинстве случаев, им это не удается без помощи со стороны. Грамотное управление конфликтом позволяет свести к минимуму его разрушительные последствия. В этом случае конфликт не наносит существенного ущерба отдельным людям и их сообществам и не разрушает взаимоотношения между ними и внутри них. Энергию конфликта можно использовать конструктивно, а не деструктивно.

Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» - «посредничать».

Медиация – это альтернативный метод разрешения спора при участии нейтральной незаинтересованной стороны, медиатора (посредника). Медиатор ведет процесс выяснения всех обстоятельств, из этого состоит технология медиации – чтобы позиция и за ней стоящие чувства, пожелания, интересы, потребности сторон сначала были сформулированы, озвучены, услышаны и понятны всеми. При этом медиатор поддерживает вовлеченные в спор стороны в выработке самостоятельного решения - выход из конфликтной ситуации, который устроит все стороны. Медиация является типичной формой консенсуса.

Наиболее применима медиация в случаях, когда:

•  важны будущие отношения, интересы участников конфликта (например, важность сохранения нормальных отношений в бизнесе, или после развода, когда затронуты интересы детей);

•  на ситуацию влияет эмоциональная сторона конфликта (например, разногласиях, между партнерами, или акционерами);

•  необходимо сохранить полную конфиденциальность (в отличие от судебных процессов, которые, как правило, публичны);

•  необходимо выработать всеобъемлющее решение (а правовой спор охватывает лишь часть проблемы, и регулирует бинарным конструктом «да\нет»)

•  в политической сфере (между государствами, конфликты, основанные на разности религиозных убеждений)

•  межкультурные (этнические группы, конфликты общинной группы)

Сегодня медиация находит применение и развивается повсюду, получив распространение во всем цивилизованном мире, как система, основанная на консенсусе и сотрудничестве.

Основные отличия медиации от судебного разбирательства.

Всем известно, что суд – процесс формальный и публичный, который контролируется государством. Суд сфокусирован на повод к конфликту, сбор доказательств, причин и фактов из прошлого. Регулируется правом, ориентируется на победу одной из сторон, используя слабости позиций другой стороны, применяя стратегию «выигрыш-проигрыш».

В отличие от суда медиация представляет собой конфиденциальный, неофициальный процесс, основанный на автономности участников конфликта. Процесс, при котором учитываются личные убеждения, субъективные интересы, уважаются различия, и точки зрения сторон для создания взаимоприемлемого будущего. Это путь к осмысленному принятию собственной слабости и слабости других, к осознанию необходимости привлечения помощи со стороны. Где решение будет в духе «выигрыш-выигрыш».

Разнообразие ролей медиатора.

Медиация быстро развивается, а сфера ее применения расширяется. Гибкий подход позволяет создать уникальную модель, идеально подходящую в каждом конкретном случае. Конфликты настолько различаются, что медиаторам требуется хорошее воображение и творческий подход, для этого требуется множество ролей:

•  катализатор

•  менеджер

•  арбитр

•  фасилитатор

•  переводчик

•  источник информации

•  «мост» к новой структуре

•  «проверяющий» реальность достигнутых соглашений

•  дирижер

•  синтезатор

Все эти роли включены в основу технологии медиации, требующей специального образования и навыков. Необходимо научиться сохранять баланс между техническим и творческим компонентами медиации.